К сожалению, сегодня можно встретить применение хозяйствующими субъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг.

К ним можно отнести следующие обстоятельства:

- навязывание дополнительных платных юридических услуг или введение в заблуждение относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления;

- включение в договор с потребителями условий, ограничивающих их права или лишающих гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»);

- недоведение при заключении договора до сведения потребителей необходимой и достоверной информации как о самой услуге, так и о ее цене;

- несоответствие результата оказанной услуги ожиданиям потребителей, поскольку при заключении договора хозяйствующим субъектом гарантировалось положительное решение спорного вопроса.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым обратить внимание потребителей на следующее:

- обратите внимание на информацию об исполнителе (в т.ч. изучите отзывы об организации, которая оказывает услуги);

- ознакомьтесь с прайс-листом организации, какой размер оплаты и за что именно Вы ее вносите;

- уточните какой договор и на что именно Вам предлагают заключить (на оказание информационных услуг, на представительство в суде, подготовку процессуальных документов и т.п.).

- обратите внимание на сроки оказания услуг (в течение какого срока Вам будут подготовлены документы и т.п.)

- ознакомьтесь с порядком взаимодействия с Вами до момента достижения результата, прописанным в договоре (нередко юридические компании вводят клиентов в заблуждение, обещая достижение желаемого клиентом результата, но заключая договора на подготовку документов - итогом таких договорных взаимоотношений может оказаться конфликт, так как клиентом документы получены, акт на оказание услуг подписан, работа фирмы по договору выполнена, а ожидаемый результат фактически не достигнут).

Помимо прочего обращаем особое внимание, что организация, оказывающая юридические услуги, не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»).

Также потребитель обладает правом на отказ от исполнения договора в любой момент (статья 32 Закона «О защите прав потребителей»). Однако, при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

В случае, если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из требований, установленных статьей 29 Закона «О защите прав потребителей»:

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- повторного выполнения работы;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

- полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);

- отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

- не является на судебное заседание в назначенное время;

- не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

- строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

- разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

- не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т.д.

При наличии претензий к ненадлежащему оказанию услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю.

Все претензии к исполнителю услуг лучше оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона «О защите прав потребителей»).

Также за консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах по адресу: Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 1 или по телефону 8(81738) 2-77-54 (консультирование граждан проходит каждую пятницу с 14.00 до 16.45).