В настоящее время среди граждан особую актуальность приобретает покупка товаров дистанционным способом продажи.

Под понятием «дистанционный способ продажи», закрепленным в Правилах продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612 понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора».

Принципиальным отличием дистанционного способа продажи товаров от иных предусмотренных законодательством способов является невозможность потребителя лично ознакомиться с предлагаемым товаром до момента его получения. Договор купли –продажи может заключаться, посредством телефонной связи, в сети Интернет или отправкой сообщения формата SMS.

При покупке товара дистанционным способом необходимо знать следующее:

  1. До заключения договора продавец должен довести до сведения потребителя информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене, об условиях приобретения товара и указать адрес для возврата товара в случае возникновения такой необходимости.
  2. Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором. Если в договоре срок доставки не определён и отсутствуют возможности определить этот срок, товар передаётся продавцом покупателю в разумный срок. Обязательства, не исполненные в разумный срок, продавец должен выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.
  3. При доставке заказанного товара, потребителю необходимо:
  • изучить информацию о товаре и изготовителе, которая должна содержать: наименование товара, основные потребительские свойства товара, гарантийный срок (если он установлен), правила и условия эффективного и безопасного использования товара, сведения о сроке службы или сроке годности товара, адрес (место нахождения), полное фирменное наименование продавца, сведения об обязательном подтверждении соответствия товара обязательным требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ, цену, порядок и условия оплаты товара. Указанная информация должна быть в момент доставки товара доведена до сведения покупателя в письменной форме (для импортных товаров - на русском языке);
  • проверить целостность, комплектность, соответствие доставленного товара заказанному, наличие принадлежностей и документации к товару, прочие характеристики и данные доставленной вещи.

Могут возникнуть ситуации, при которых покупателя не устроит товар, приобретенный дистанционным способом, при этом сам товар будет надлежащего качества. В таком случае возврат товара возможен, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, т.е. если товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Пунктом 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей установлена и такая гарантия соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле, как право потребителя на отказ от товара в любое время до его получения, а также после получения – в течение 7 дней – без объяснения причин. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

В таком случае продавец должен возвратить покупателю сумму, уплаченную последним в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Чаще всего основанием возврата товара продавцу является наличие в товаре недостатков.

Покупатель должен знать, что в случае получения товара ненадлежащего качества в соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителей он имеет право на:

  • безвозмездное устранение недостатков товара;
  • возмещение расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
  • требование о соразмерном уменьшении покупной цены;
  • замену на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы при возврате товара продавцу.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный срок не может превышать десяти дней со дня предъявления покупателем соответствующего требования продавцу.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем существенных недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению только в случаях, установленных Правилами продажи товаров дистанционным способом.

Сообщаем, что по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав потребителей, граждане могут обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по адресу: г. Великий Устюг, ул. Красноармейская, д. 1, кабинет № 5. Консультирование потребителей на личном приеме (в том числе посредством телефонной связи, тел.: 2-77-54) проходит каждую пятницу с 14.00 до 16.45.